В Норвегию на инвалидной коляске

путешествия инвалидовДорогие друзья,  хочу представить вам автора нашей новой колонки «Планета Земля – взгляд из инвалидной коляски» — Wheel Myk. 

Именно так, как колонка на нашем сайте, называется уникальный проект Wheel Myk, который стартовал в сентябре 2011 года в Киеве. Проект повторяет путь олимпийского факела во время первой Всемирной эстафеты олимпийского огня Олимпийских игр в Афинах 2004 года. А путь этот был непростым – через 35 городов в 27 странах, расположенных на 6 континентах.

Сегодня  на Земле проживают десятки тысяч людей, которым судьба подарила счастливую возможность нести Огонь мира дорогами Планеты.

И только украинец  Wheel Myk реализует такой проект!

 Знакомство с нашем героем оказалось хорошей порцией жизнелюбия и оптимизма.  Улыбка не сходила с моего лица ещё долгое время, а в мудрость и стойкость нашего автора  запросто можно влюбиться.

Wheel  Myk  на инвалидной коляске 23 года, неутомимый путешественник, автор статей и  сайта путевых заметок (www.nesididoma.com),  из каждой поездки привозит фантастические фотографии и увлекательные истории своих путешествий.

 Wheel Myk объездил 49 стран  (из них 40 – на инвалидной коляске), побывал на 6 континентах!!! Человек живущий для свободы и в свободе.  Полон сил, идей и мечтаний. Каждая поездка нашего героя доказывает, что ограничений нет, а мечтам суждено сбываться. И я верю, что наш герой преодолеет ещё не одну тысячу километров в поисках новый впечатлений и поделится своими интересными открытиями с нами.

 Встречайте — колонка «Планета Земля – взгляд из инвалидной коляски» и страстный любитель путешествий Wheel Myk.

 

Cамолет взлетел в польском аэропорту Люблин-Свидник. Менее чем через 2 часа он приземлится в Осло, а сейчас, когда все проблемы остались за бортом, есть возможность прокрутить в памяти события перед отъездом.

Мы направляемся в гости к гражданам Норвегии, с которыми нас познакомили всего 2 недели назад. Знакомство не было случайным.

В конце мая, на День Киева, на Майдане во время концерта я рассказал им о проекте «Планета Земля» и буквально через несколько часов нам сказали  «А когда вы приедете в Норвегию? Ведь Вы там еще не были»

Многократная Шенгенская евро виза у нас была, авиабилет Киев – Осло из Борисполя был явно не по карману, но сайт одной из Low Cost авиакомпаний порадовал низкой ценой.

Путь из Киева к посадке в самолет в Польше выглядел примерно так – в спец-вагоне для колясочников, к сожалению, отказали, дали спецвагон только на обратную дорогу.  

Так что мы ехали в простом обычном купе с проблемами при посадке и продвижению коляски в узком коридоре вагона. Рано утром приехали в Ковель, где на вокзале нас встретили старые надежные друзья из местной организации детей – инвалидов «Реабилитационный центр, в уютном помещении которого мы имели возможность несколько часов поспать.

Потом – прогулка по городу, и в 2 часа дня мы сели в машину наших друзей, которая через час подвезла нас к украинско-польской границе. Обычно тут проблем не бывает. Если есть очередь, то увидев удостоверение инвалида, пограничники проводят машину по короткому пути до таможни и паспортного контроля.

В ста метрах от пограничного перехода на территории Польши ждали польские друзья, которые также за час с небольшим доставили с городок Свидник.

Мы переночевали в недавно построенной современной лесной гостинице, строительство которой на 50% оплатил Евросоюз. Номер для инвалидов забронировали заранее. После отличного завтрака рано утром буквально через 5 минут оказались в новом, с иголочки аэропорте.

Он полностью готов встречать колясочников – нет ни одной ступеньки на входе, спец сервис сопровождает по всем службам без очереди, туалеты – адаптированы.

Посадка в самолет – первыми, с помощью амбулифта (машины, где поднимается специальная кабина-комната), обученный персонал пересаживает в кресло самолета аккуратно и безопасно. Все полтора дня между вокзалом в Киеве и взлетом в Люблине прошли без проблем.

Итак, с начала в иллюминаторах были аккуратные поля Польши и бесконечная стройка новых дорог и современных транспортных развязок, через 40 минут мы уже летели над Балтийском морем, потом – острова и заливы Швеции, после скалы и прибрежное море Норвегии.

Наши посадка и  выгрузка  также были нормальными. Ни наши паспорта, ни наш багаж не вызвали никакого интереса у представителей власти Норвегии. В результате в наших паспортах даже не появились штампы о пресечении норвежской границы.

Норвегия встретила нас только улыбками – сначала – грузчиков, далее — сопровождающего и охранника на дверях аэровокзала, а потом — улыбки нашей норвежской хозяйки Насти.

 

Норвегия – немалая страна, были мы в ней всего неделю, поэтому в этот приезд ознакомились с 4-м по величине городом страны Драммен (где и жили в 40 км от столицы) и самой столицей Осло.

Сегодня, просматривая расшифрованные записи с диктофона и фотографии, могу сказать, что страна – особенная, самобытная, во многом не похожа на другие.

Общее с другими демократическими странами Европы и Северной Америки – инвалиды в ней имеют равные возможности с другими гражданами страны.

Мне трудно писать о пандусах и скошенных бордюрах на улицах, так как они совершенно незаметны. В том смысле, что нигде практически нет никаких преград.

Можно сравнить с крылатой фразой о воздухе для дыхания – человек его не замечает, когда он свежий и есть, а замечает только отсутствие, тогда начинает задыхаться.

Так вот – в Норвегии человек на коляске не замечает адаптации, так как она практически есть везде.

Расскажу только о тех интересных случаях, которые ранее в своих путешествиях не видел или, может быть,  не  замечал по разным причинам.

На вокзале билетные автоматы установлены на такой высоте, что с коляски все удобно сделать.

Из подземного перехода есть пологий пандус для самостоятельного подъема на коляске или с помощью сопровождающего. Если это не по силам – тут же, рядом, есть наклонный длинный подъемник, прикрепленный к стене туннеля.

На перроне – очень красивого дизайна кабинки, где можно греться в ожидании поезда, с широкими дверями, куда легко заедет коляска.

Как оказалось, современные вагоны в Норвегии имеют механические пандусы для безпроблемного заезда с платформы в вагон, но на всякий случай на перроне закреплены простые складные пандусы.

Вагоны адаптированные, всегда останавливаются в одном месте платформы, о чем говорит специальная табличка. Это – очень удобно!

Ну и сам вагон просто поразил – такой просторной зоны для инвалидов мы не видели даже в США и Канаде.

тротуар для слабовидящих Очень хорошие тактильные указатели для незрячих. Металлические пластинки, высокие, ребристые, очень контрастные и понятные! Выпуклые  по плоскому полу – длинные вытянутые прямоугольники, перед ступеньками (внимание – ОПАСНОСТЬ!) круглые и часто расположенные!

В Осло есть что посмотреть.

Парк скульптур «Вигеланд — Парк»  – думаю, самое посещаемое туристами место в столице.

На входе нас встречает памятник его создателю – Густаву Вигеланду.

Это — уникальное место не только для скандинавской страны, но и для всей планеты. Более 600 фигур, созданных одним скульптором Густавом Вигеландом, рассказывает о жизни и страстях человеческих от рождения до смерти.

По наклонным дорожкам можно подойти к каждой группе.

Тут есть дети и старики,

девушки и юноши, мужчины и женщины. Рощи из бронзовых деревьев, каменные фонтаны.

Доминанта всего комплекса – 14 метровый Монолит, состоящий из 121 фигуры, вырубленных из цельного куска камня.

Этот уникальный шедевр по гипсовой модели, собственноручно вылепленной Густавом Вигеландом, трое мастеров-камнерезов изготавливали долгих 14 лет.

Безусловному большинству это нравится. У кому то – вызывает вопросы или даже непринятие, но НИКОГО не оставляет равнодушным. Нам после прогулки по этому удивительному месту захотелось взлететь!


  Как этим молодым парням!

Не счесть в городе удивительных и очень разнообразных по стилю и форме памятников. Где то в Интернете прочитал мнение, что их тут – «перебор». Я так не считаю, так как подавляющее большинство сделано со вкусом, мастерством и с гордостью за страну и его народ.

 Вот пример.

в НорвегииПо легенде, на месте этого фонтана много веков назад один из норвежских монархов бросил свою перчатку и сказал: «Тут будет город заложен!»

Пандусы есть везде, их столько, сколько нужно.

Некоторые из них – просто украшение фасадов.

Около офисного здания,  у музея Нобелевской премии мира. Через несколько дней на семинаре (см. ниже) услышали отличную фразу – «Удачный пандус должен быть продолжением тротуара».

Очень понравились норвежцы. Красивые, воспитанные, готовые всегда оказать помощь люди.

Очень простые в общении, скромные, но, одновременно, уверенные в себе и своем поведении. Как только пригревало солнышко, они ловили его теплые лучи.


 

Мы нигде не видели табличек с надписью – «По газонам не ходить!»

Наш друг Гленн очень серьезно подошел к нашему приезду и совершенно неожиданно подготовил в виде подарка насыщенную программу.

Это были крайне интересные встречи.  Первая – на центральной Королевской улице в очень красивом здании Парламента страны с депутатом, заместителем председателя комитета по транспорту.

 Главное из его рассказа – проблемы доступности Норвегии для инвалидов для власти страны – один из главных приоритетов № 1. Недостатки в этом вопросе нельзя объяснить отсутствием средств, времени или другими причинами. Нам бы так!

Вторая – в Мерии Осло, всемирно известном здании. Здание очень интересное, адаптированное для гостей с любой мобильностью.

Зам. начальника департамента приветствовала нас, сказала несколько теплых слов, представила очень милую молодую женщину, архитектора, которая занимается практическим решением проблем адаптации в Осло.

И извинившись, ушла на очередное совещание. Архитектор, узнав, что я по образованию инженер-строитель, была очень обрадована и сообщила, что вместо ознакомительного рассказа проведет для нас краткий семинар с большим объемом информации и слайдов.

 После столь интересной и полезной встречи был еще один подарок судьбы.

В главном зале мерии вручается Нобелевская премия Мира. Сейчас, после кровавых терактов, зал закрыт для посещений, но нам повезло. Нас туда пригласили! Так появилось это памятное фото, которое не может передать ощущение торжественности и твоей личной причастности к понятию  «Житель планеты Земля!». Словами это также сложно пересказать…

Норвегия – страна, непростая для граждан или путешественников в инвалидной коляске. Холмы, скалы, много старинных дорог, выложенных брусчаткой. Для коляски – большие вибрации, иногда – немалые физические нагрузки, естественный дискомфорт.

Но в ней я чувствовал себя очень уютно, часто – лучше, чем дома (к моему большому сожалению!)

 Многое из того, что власть и жители Норвегии делают для инвалидов, для меня было знакомо, подобное видел в других странах и на других континентах. Но вот что оказалось очень ВАЖНЫМ! Принцип, с которым ведутся работы по безбарьерности в Осло. Нам всем нужно запомнить! И инвалидам, и отцам-руководителям наших городов!

«ТО, ЧТО ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, ДОЛЖНО БЫТЬ УДОБНО ДЛЯ ВСЕХ!»

Лучше не скажешь!

Программа действий для власти, общества и инвалидов в Украине!

Норвегия, Осло-Драммен, июнь 2013

Р.S. Самое удивительное, что  предложение встретиться с инвалидом из Украины вызвало интерес у серьезных политика и чиновника муниципалитета. А вот несколько инвалидных организации от встречи отказались. Для меня это было достаточно привычным, у нас в Украине также многие организации не интересуются работой других.

А вот у наших гостеприимных норвежских друзей и хозяев подобная «закрытость» вызвала настоящий  шок.

  А больше увлекательных историй читать здесь

 САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАБРОНИРОВАТЬ ОТЕЛЬ

Читайте также:

комментариев 6

  1. Очень интересная статья. Никогда не задумывалась, о том,как непросто инвалидам в путешествии. Наши инвалиды даже на улицу почти не выходят

  2. Василий:

    Вдохновляющая информация,как-то переоценка ценностей сама собой происходит. 45 стран? и 35 на инвалидной коляске? Низкий поклон от меня.

  3. Олеся:

    Даже трудно представить как человек на инвалидной коляске преодолевает все трудности, а тут ещё и путешественник. активный! интересно а как пересадка между рейсами происходит?

  4. В России этот процесс улучшения жизни людей с ограниченными возможностями только начинается. В Москве я вижу лифты у подземных переходов, но ни разу не видела, чтобы ими кто-то пользовался. Надеюсь, что вскоре у нас также удобно будет жить людям в инвалидной коляске, как и в Европе!

  5. Как здорово, вот бы так да во всём мире. Я правда вспоминаю нашего соседа инвалида, молодого парня, лет десять тому назад он покинул наш мир, так всю свою жизнь пролежал дома в постели. Это так грустно было на него смотреть. Когда сегодня вижу таких людей на улице, я прост радуюсь за них, потому что знаю как было раньше. А это совсем нечто за гранью фантастики.

  6. Приятно, что где-то есть забота о людях и их потребностях 🙂 Успехов вам в дальнейших путешествиях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *