Как летать, если ты на коляске? 11 советов начинающим

Готовясь к своему первому международному перелету — из Киева в Ниццу в 2009 году, — я была, мягко говоря, в диком стрессе. Все было ново, все непонятно, все страшно. Да, конечно, я читала на форумах и сайтах о том, как все устроено для колясочников в этом плане, но из десятков частных случаев цельная картина никак не собиралась — как пройти контроль, когда ты вся звенишь из-за коляски, как добраться до гейта, как попасть в самолет, как доехать до своего места, как выйти из самолета?…

disabled in ambulift

Я в абмулифте (в Борисполе)

За 6 лет я побывала в аэропортах Киева, Ниццы, Хельсинки, Мюнхена, Франкфурта, Амстердама, Копенгагена, Лондона — и уже понимаю механику. Но в самом начале моих путешествий мне был просто необходим гайд. Если он и вам нужен — то продолжайте читать, будет много полезного.

1. Свяжитесь с авиакомпанией

Вы покупаете билет, вам покупают билет — не важно, в любом случае должны как минимум (!!!) за 2 дня до полета, а лучше намного раньше, связаться с компанией и сказать, что вы на коляске, а значит, вам нужна дополнительная помощь. А еще нужно указать, как именно вы передвигаетесь (можете-не можете подняться по трапу, дойти до своего места в самолете) и какого типа у вас коляска. Пометка о том, что вы на коляске, должна появиться в билете — вам пришлют его обновленную версию. Обычно достаточно просто написать по адресу или позвонить по телефону поддержки (на сайте авиакомпании все есть, нужно выбрать соответствующий раздел), назвать номер своего уже купленного билета или код бронирования, объяснить ситуацию — и все. В особо тяжелых случаях вас попросят заполнить форму MEDIF (все вот эти данные + состояние здоровья + данные о рейсе), заверить ее у, скажем, терапевта, отсканировать и отправить им. Но последнее время меня о таком не просят.

2. Сказано за 2 часа — будьте за 2 часа

Пассажиры, которым требуется сопровождение, должны появиться у стойки регистрации за 2 часа до вылета самолета (если честно, бывали случаи, когда я приезжала немного позже, но лучше этого не делать). Регистрироваться можно сразу же — у вас примут багаж, повесят бирку на коляску (она тоже пойдет в багаж, бесплатно, но до посадки в самолет можно оставаться в ней) и вызовут сопровождающего. Иногда он приходит сразу, а иногда приходится подождать. Но зачастую они бывают очень загружены, лучше не заставлять их ждать. Это в ваших интересах.

3. В руках сопровождающих

Когда вы попадаете в руки сопровождающего, можно вообще отключиться от реальности — он проведет вас через таможенный и паспортный контроль, поможет вынуть и сложить обратно в сумку вещи ручной клади, вообще всячески окружит вас заботой.

Кстати, насчет контроля: понятное дело, при проезде через рамку вы будете очень сильно звенеть, но это не страшно. К вам подойдет работник таможенной службы в перчатках (к девочкам — девочка, к мальчикам — мальчик), проверит ноги-руки-спину-живот, отсканирует специальной лопаткой обувь (ее тоже могут попросить снять), проверит зеркальцем сидение снизу. Может еще прийти собака и вас обнюхать:) Все совершенно нестрашно и быстро.

Вообще, все происходит на больших скоростях — сопровождающий везде провезет вас без очереди (или почти без очереди), доставит в зал ожидания, сообщит, когда он или его коллеги придут вас забрать на посадку (обычно раньше времени посадки в билете) и даже скажет, как убить время (добраться до магазинчиков и туалетов, если они не в очевидной близости). Вообще сопровождающие — милейшие люди (за все время мне попался только один очень странный парень, который делал какие-то немножко глупые комментарии), которые даже на кофе могут пригласить, был у меня один такой случай.

taxifordisabled

Я в спецтакси в Хельсинки (там тоже привязывают ремнями безопасности)

4. Проведи время до отлета с пользой

Быть в аэропорту и не покататься — просто грех. Там идеальная поверхность, можно ездить чуть ли не силой мысли, прелесть. И никто до назначенного времени вас не хватится, можно не переживать. Ну, для подстраховки можно прибыть на место минут за 15-20 раньше. Если вы видите магазины, всякие кафе, инсталляции — вперед, сидеть на одном месте совершенно необязательно.

5. Как быть с туалетом?

В больших аэропортах есть специальный зал ожидания для людей с особыми потребностями, и рядом с этим залом расположена специальная комната. Нет, это не просто туалет для колясочников — это настоящая ванная комната с душем, рукомойником и, собственно, туалетом. В чем принципиальное отличие для человека на коляске? Душ там не просто душ, а уголок с огромной регулируемой по высоте полкой (как на фото), на которую можно лечь и снять все, что нужно снять. Обычные туалеты для колясочников просто больше, чем обычно, и оборудованы поручнями или висящими лесенками (во Франкфурте), что лично в моем случае совершенно бесполезно. Эти прекрасные большие санитарные комнаты я видела в Лондоне и Копенгагене. В Амстердаме рядом с таким обычным туалетом есть комната матери и ребенка, и там небольшой диванчик, на который худо-бедно тоже можно прилечь-присесть.

Кстати, многие сопровождающие даже не знают, что в аэропорту есть такая комната. Спрашивайте и будьте настойчивы.

6. Как попасть в самолет?

Есть три варианта попадания на борт: (по убыванию степени комфортности) по рукаву, из амбулифта и по трапу.

По рукаву — самый удобный. Рукав — это такой длинный коридор с заворотом и под наклоном. Ты едешь-едешь, болтаешь с сопровождающим и оп! — уже у входа в самолет. Потом тебя пересаживают на узкую коляску, завозят в самолет, довозят до места, пересаживают и — вуаля!

Амбулифт — нормально, но не супер. Амбулифт — это такая машина, куда ты тебя поднимают на платформе, потом ты едешь в кабине этой машины (водитель с тобой или внизу), потом оттуда тебя уже пересаживают по первому типу. Минус в том, что совсем не все амбулифты оснащены кондиционерами, теплые и хорошо пахнут. В некоторых (например, в бориспольском) прямо-таки очень неприятно ехать. Плюс трясет и не везде пристегивают ремнями безопасности (не везде — это в Борисполе). Амбулифт используют, когда рукав занят, поломался или его вообще нет.

По трапу — адреналиновый вариант. В лучшем случае вас усадят на специальную узкую коляску, которая ходит по ступенькам, и так доставят в салон. В среднем — будут поднимать рывками сопровождающие в специальной коляске после того, как зафиксируют ремнями безопасности. В плохом — будут делать все это, когда вы сидите в своей коляске и совершенно не привязаны (и молитесь, чтобы у мальчиков разного возраста, которые вас поднимают, не защемило спину). Ветер в лицо — бонус. Этот вариант используется, когда нет ни амбулифта, ни рукава.

Кстати, по правилам, садят вас всегда первыми, а забирают последними, чтобы не было пробок.

7. Ну, заехали

Вас довозят до своего места и пересаживают все те же сопровождающие (их должно быть двое). И не просто переcаживают, а делают это везде одинаково и правильно — вам нужно будет особенным образом сложить руки (крест-накрест, берут за запястья). Кстати, очень удобно. Говорят, что колясочники по правилам безопасности должны занимать сидения у окон, максимум — в середине, но никак не у прохода. Если это и так, то это правило очень часто нарушают и садят на место, прописанное в билете (а место вы вообще можете выбрать дома, за сутки до полета, онлайн). Единственное, у аварийного выхода вас точно никогда не посадят. Я всегда выбираю ряд ближе к бизнес-классу, там как-то просторнее (или мне так кажется:)).

С момента посадки на сидение никто вами заниматься не будет — задача стюардессы помочь уложить багаж, принести вам еду, забрать еду, проверить застегнуты ли у вас ремни (застегивать нужно тоже самим), ответить на какой-то вопрос и все. В целом, никакой физической помощи — так по правилам. С колясочником должен лететь друг или родственник — не буду утверждать, но тоже где-то видела, что такое правило есть. Конечно, попросить о помощи можно, человеческое отношение никто не отменял, но в обязанности бортперсонала это не входит.

Оффтопик: меню. Не стесняйтесь заказывать необычные меню — как правило, они на порядок лучше, чем стандартные. Я, например, всегда прошу вегетарианское — в этой коробочке все обычно намного интереснее, разнообразнее и вкуснее:) Правда, иногда компания на вас забивает, и стюардессы говорят, что бокса VEG уже или вообще нет. А иногда приносят вкусноту из бизнес-класса.

8. Если вдруг нужен туалет на борту

По вашей просьбе стюардесса должна подвезти вам узкую коляску, куда нужно пересесть самому или с помощью своего человека — бортперсонал должен довезти вас до ванной комнаты (у бортовой коляски 4 маленьких колесика, чужая помощь тут необходима) и все. Помогать внутри никто, понятное дело, не станет и не должен. Обратно тоже с помощью стюардесс — и снова самостоятельно в кресло. Короче, лучше не хотеть в туалет на борту.

А что же с трансконтинентальными перелетами? Я не знаю:( Кого-то спасают взрослые подгузники, кого-то катетер и специальная емкость, примотанная к ноге, а кто-то спокойно посещает туалеты для колясочников на борту (на больших судах они есть и всегда больше стандартных — заезжает коляска) и не переживает. Но где такие самолеты, где такие туалеты и какие авиалинии могут обеспечить такую красоту — просто не знаю.

room for disabled in aiport

Зал ожидания для пассажиров со спец. потребностями (Копенгаген)

9. Ура, сели

Сели и ждем, пока все выйдут. Минут через 3-5-10 после того, как вышел последний пассажир, к вам приходят сопровождающие и — пересадка в узкую коляску, до выхода, ваша коляска, рукав-амбулифт-трап, новая земля.

Перед взлетом лучше сказать стюардессе, чтобы вашу коляску доставили к трапу, а не отправили с чемоданами в багаж. Во-первых, багаж иногда теряется (а как без коляски? ждать сутки, пока доставят?), во-вторых, тогда вас пересадят в дикий аэропортный ужас, и будете вы стоять у ленты, ждать и нервничать, что там все не видно вашей коляски. А так — ее доставят прямо к трапу, и на выходе из самолета можно сразу же в нее пересесть.

Еще один момент — иногда, невзирая на запись в билете, о вас аэропорт забывает… и совершенно не готов встречать, и тогда нужно долго ждать, и все бегом. Лучше еще раз всем напомнить, что вы к ним едете.

10. Thank you, bye-bye, have a great day!

Попрощались вы с бортперсоналом, пилотами, сказали привет новым сопровождающим — и все, до свидания, самолет. После приземления вас спускают и обычно садят в специальный автобус, всячески пристегивают и везут к выходу. Если у вас пересадка, то по моим наблюдениям, на все эти переезды туда-обратно тратится 1,5 часа. Без шуток. Пока высадились, пока доехали до здания терминала, пока паспортный контроль, пока проверили ручную кладь и вас — полтора часа. Поэтому брать перелет с пересадкой меньше, чем в 2 часа, вообще не имеет смысла. И хорошо еще, если самолет не опоздает и аэропорт не такой большой. Лично для меня, самая комфортная пересадка — 3-4 часа, чтобы было время походить по магазинчикам и сходить в ту самую прекрасную ванную комнату, если она есть.

Сопровождающие продолжают сопровождать, поэтому не бойтесь потеряться. Они вас оставят, где надо, и заберут, откуда надо. Все как в начале, только новая локация. Как правило, они все очень спешат, поэтому могут сказать: «Тут недалеко, 28 поворотов, потом на лифте вниз, потом будет красный заборчик, все понятно, вы сами пройдете контроли?». Вот лучше на такое не соглашаться — будете потом кружить, цеплять чужих сопровождающих и ругать себя за самоуверенность. Я через это прошла. Лучше попросить его довести вас до конца. Вот честно, сэкономите нервы.

Та самая полочка в ванной комнате (Копенгаген)

Та самая полочка в ванной комнате (Копенгаген)

11. Когда вы уже приехали

Багаж вы получаете уже в конечной точке — и тут вам тоже должен помочь сопровождающий. В его обязанности входит вас провести через контроли (снова), снять ваш багаж с ленты и вывезти вас с ним на улицу. И он снова может захотеть куда-то убежать раньше времени, со мной так пару раз было — но вы не отпускайте. Если вдруг вам нужно такси, попросите довезти вас до такси тоже. А там уже чемодан уложит таксист и отвезет вас хоть куда, хоть в ту же гостиницу.

***
Пожалуй, это все:) Я буду очень-очень рада, если эти советы вам помогут, вот мне они бы в 2009 году просто очень сильно пригодились:) А если вы знаете, как летать на межконтинентальных рейсах, как перевозить электрические коляски или где еще кроме Копенгагена и Лондона есть такие прекрасные ванные комнаты — я буду невероятно благодарна, если вы расскажете.

Автор Ganna Rudenko

Читайте также:

комментария 2

  1. Ну вобще даже если откажут оба двигателя самолет не упадет а сможет запросто спланировать в ближайший аэропорт.Воздушные ямы,как вы их называете-некомпетентность пилота,а не аномалии в воздухе.

  2. Светлана:

    Спасибо огромное за подробный рассказ, многие вопросы отпали. Позвонила по вашему совету в авиакомпанию, все согласовала. Но все равно — страшновато впервые путешествовать на коляске, да еще и летим с пересадкой(((

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *