Индийское чудо света!

Сегодня у меня сложная задача  – кратко рассказать об архитектурном шедевре, известном абсолютно каждому, кто хоть как то интересуется искусством, историей или географией. Об этом памятнике написаны целые библиотеки, каждый, кто тут побывал даже очень ленивый, многократно о нем рассказывал и показывал свои фото или видео записи.

Я так же не могу не написать о Великом Тадж Махале!

Наша машина остановилась в городе Агра, в 230 км от Дели, столицы Индии, достаточно далеко от самого памятника. К сожалению, ежечасно и ежеминутно цивилизация наступает, выхлопные газы воздействую на мрамор, меняют его цвет, структуру… Поэтому власти страны потихоньку расширяют зону вокруг комплекса, в которой запрещено ездить при помощи двигателей внутреннего сгорания. Так же есть строгий запрет летать самолетам над мавзолеем.

За дополнительную плату вас готовы доставить до самого входа на верблюде или на очень современных электромобилях. Мы однозначно решили пройтись пешком.

Заглянули на базарчик. На удивление, было немало полезных и интересных сувениров и вещей.

Главные Восточные ворота по другому называются Fatehabadi Darwaza. Тут касса. Билеты – самые дорогие в Индии, 750 рупий, почти 15 $. Каждому выдается бутылка воды, иностранцам – одноразовые бахилы. Очереди была большой, но нас, как иностранцев пропустили вне очереди. После – осмотр, как в аэропорту. Женщин и мужчин осматривали в разных очередях.

После этого попали в первый двор и сделали первое открытие – белоснежный мавзолей – только часть большого комплекса, каждая из которых достойна внимания. Например, Джилахана (Jilaukhana – «перед домом») служил своеобразным шлюзом, переводя людей из шума мирской суеты к тишине вечности.  По стенам двора есть 128 помещений, которые в разные времена использовались с различными целями.

Во дворе есть на что посмотреть — деревья, которым много сотен лет, или красивый светильник.

Перед нами Великие ворота (Darwaza-i-Rauza, англ. Great gate), гигант типичной могольской архитектуры, возведенный из мрамора и песчаника. Удивительные орнаменты, инкрустация по мрамору, резьба по камню. Над главной аркой ворот – 22 маленьких белых купола (2 ряда по 11). Оказалось, что это символизирует количество лет строительтва памятника.

Мы обратили внимание, что многие из посетителей были нарядно одеты. То есть, индийские граждане на встречу с Тадж Махалом пришли в выходной одежде, как на праздник. Подчеркивая важность этой святыни для них и для Индии.

Мы зашли в темную арку ворот и остановились, как вкопанные. Это было в  первый, но не в последний раз. Как в визире видеокамеры перед нами появилось.

Мы не одни застыли на площадке с внутренней стороны ворот примерно в 200 метрах от мавзолея. Я случайно услышал фразу, сказанную седой дамой американской внешности девочке, может внучке, что вот уже 8-й раз, приезжая сюда, у нее нет сил сдвинуться с этой точки.

Повторю красивую историю-легенду Тадж Махала. Внук Акбара Великого (Akbar the great) император великих Моголов Шах-Джахан  (Shah Jahan) в 1607 году, будучи еще принцем, женился на знатной красавице Арджуманд Бегум (Arjumand Banu Begum), которую назвали Mumtaz Mahal (Мумтаз Махал, или «Сокровище Дворца»). Она стала его любимой женой, другом, советником, сопровождала в военных компаниях. При рождении 14-го ребенка она умерла. Для Джахана солнце закатилось и время остановилось. Единственной и последней задачей в его жизни стало строительство мавзолея любимой жены, достойного её красоты.

Весь комплекс оборудован удобными доступными и правильно сооруженными пандусами. Они хорошо и понятно обозначены.

Громадный сад Charbagh посажен в  Персидском стиле, в котором используют разные деревья, в том числе фруктовые, кусты, цветы. Они посажены симметрично по правилу священного для ислама числа « 4 ». Сад разделен на 4 квартала, в каждом квартале – 16 клумб и т.д. Уcлышал от гида, что в каждой клумбе посажено 400 растений.

Шоком стал факт, что траву косят – РУКАМИ! Старик в белом, один из многих, который пропалывал руками почти идеальный газон большого сада.

В саду множество деревьев и кустов, доведенных упорным трудом садовников до правильной геометрической формы.

Центральный бассейн очень длинный, почти 200 метров, он идет от ворот до платформы мавзолея. В нем множество фонтанов. С другого бока аллеи – ряд вертикальных фигурных деревьев.

Приятно удивило очень большое количество пожилых и очень пожилых посетителей.

Строительство продолжалось почти 22 года и завершелись примерно в 1653 году. Шедевр возводили более 20 тысяч мастеров разных специальностей из разных стран. Материалы привозились из различных районов Индии, Афганистана, Персии, даже из Росии.

Стоимость проекта – гигантские по тем временам 40 млн. рупий полностью разорили казну. Но шах Джихан дожил до окончания строительства и увидел созданый им шедевр не только во снах и мечах, не только в проектах архитекторов, но и наяву!

Таким, каким мы его видим сегодня!

Главное в силуэте – это мраморный купол удивительной красоты. Высотой и диаметром примерно 35 метров. Он стоит на барабане 7 метровой высоты. Такую форму называют amrud (или форма фрукта гуава). Верхний орнамент под шпилем носит символы лотоса. С четырех сторон – купола на колоннах, уменьшенные подобия основного. Через проемы между колоннами маленьких куполов свет попадает и освещает главный зал мавзолея.

Пандусом поднялся на несколько ступенек до большой площади из красного камня. Сам мавзолей стоит на мраморной квадратной платформе размером 95х95 метров высотой около 7 метров.

Пока мы гуляли по территории, людей стало очень много. Иностранцев пропускают без очереди и местные к этому относятся с пониманием.

И вот тут со мной приключилась неприятная неожиданность. Меня на коляске не пустили во внутрь, даже при наличии билетов. Дело в том, что индийцы заходят без обуви, иностранцы на обувь надевают бахилы, а на колеса коляски бахилы еще не придумали. Мы несколько минут поскандалили, поговорили с начальником охраны, который прибежал на звук разговора на повышенных тонах. После слова «Дискриминация» он замахал руками, начал кричать, «Nо discrimination! No! No! NO!!!» Потом предложил меня пронести по помещению на руках. Я решил не портить настроение ни себе, ни ребятам. Они пошли вовнутрь, а я получил возможность не торопясь рассмотреть входную арку.

Внутри фотографировать запрещено, поэтому снимали в режиме скрытой камеры. За решетками – два саркофага. Эти мраморные прямоугольники – декорации, макет-копия в натуральную величину, так как сама усыпальница находится в комнате ниже.

Внутри – потрясающая игра света и тени из-за удивительных решеток. Многие стены украшены резными панелями с инкрустацией. Мозаичные горизонтальные полоски сверху и снизу (правое фото) – это parchin kari.Пример удивительного мастерства строителей Тадж Махала. Такая техника в Индии называется parchin kari. В Венеции она применялась в средние века и называлась Pietra dura. Эта техника очень сложная. В мраморе вырезались пазы. По их размеру из полу или драгоценных камней вырезали тонкие пластинки, которые вставлялись в пазы. Причем совершенно без зазоров. В это трудно поверить, но это так! Такой техники в Тадж Махале просто без счету!

Я дождался свою компанию. Все были под большим впечатлением, даже толком не отвечали на мои вопросы. С высоты 7 метрового стилобата отлично были видны бассейны, фонтаны, «Богатырские ворота», квадратная разбивка всего большого сада.

Мы пошли вокруг Таджа, против часовой стрелки. В плане мавзолей восьмигранный, точнее – квадратный со срезанными углами. Размер квадрата – около 55 метров. Внешне все четыре грани здания совершенно одинаковые.

С четырех скошенных углов главного здания в небо устремлены беломраморные минареты. Они абсолютно одинаковые, высотой 42 метра. Разделены на три яруса двумя балконами, по которым ходили муэдзины с молитвами. Их верхушки – копия 4-х купольных беседок на мавзолее.

Древние инженеры построили их с секретом. Каждый минарет немного отклонен от вертикали. И неспроста. В случае разрушения они падали в сторону от мавзолея, без риска его повредить.

Справа от основного здания высится сооружение Jawab (примерный перевод – ответ, еще одно название — Mehman Khana), построенное как зеркальное отображение мечети, стоящей с правой стороны. Это сделано в честь ее Величества – Симметрии. Предполагают, что его создали для проживания и развлечения знатных гостей.

С двух сторон от Гостевого дворца — очень нарядные башни-павильоны многогранной, почти круглой формы. Их назначение, кроме декоративного, я не узнал. Все здания, созданные из красного песчаника, декорированы белым  мрамором.

С террасы, которая выходит на берег реки Ямуны (Yamuna) видны башня и какие-то фундаменты. Считают, что это было начало еще одного великого строительства. Вроде бы шах Джахан решил возвести прямо напротив мавзолея, построенного для любимой, еще один, для себя. Точно такой–же, но из черного мрамора, соединив их мостом через реку.

Но ему это не позволил сделать его сын, который его свергнул и на 8 лет посадил в один из казематов Форта Агра, через узкое окно которого свергнутый властелин до смерти наблюдал за своим белокаменным творением (форт — на фото вдалеке на зеленом берегу). Только смерть соединила его со своей возлюбленной. На небесах. А на земле – в соседнем саркофаге!

Прибрежная терасса (Chameli Farsh) держит на себе мечети и сам мавзолей. Главные тут – многочисленные обезьяны.

Taj Mahal Mosque – Мечеть — внешне – копия здания для гостей, что напротив. Состоит, по канонам Великих Моголов, из трех храмовых залов. На удлиненной крыше – три больших красивых купола. Стены полностью отделаны мозаикой, инкрустацией, резьбой по камню.

Индийцы любят фотографироваться с туристами. Но разрешения сфотографироваться со мной попросили японки. Когда мы сели в машину, несколько минут помолчали, посмотрели друг на друга и одновременно сказали: «Мы сделали это! Мы тут побывали!» Чего искренне и Вам всем желаем!

Больше увлекательных историй о путешествиях Wheel_Myk читайте на его сайте www.nesididoma.com .Там же можно увидеть удивительную коллекцию сувенирных ложек со всех уголков нашей планеты, собранную Wheel_Myk!

P.S. Эта статья является частью спецпроекта «Планета Земля — взгляд из инвалидной коляски».  Этот уникальный проект  повторяет путь олимпийского факела во время первой Всемирной эстафеты олимпийского огня Олимпийских игр в Афинах 2004 года  — через 35 городов, 27 стран  и 6 континентов.  Wheel Myk объездил 49 стран  (из них 40 – на инвалидной коляске), побывал на 5 континентах!!!

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *