Безбарьерное воздушное пространство для инвалидов

Верховный суд РФ в середине ноября признал законным отказ авиакомпаний перевозить инвалидов-колясочников, если в самолете отсутствуют необходимые для этого условия. Тем временем, в Госдуме РФ готовится ко второму чтению законопроект, который приведет Воздушный кодекс РФ в соответствие с Конвенцией ООН по правам инвалидов, к которой Россия присоединилась в мае этого года.

Вопрос о том, как регламентировать перевозку инвалидов-колясочников, в России назрел уже давно, но обострился еще больше со вступлением нашей страны в ряды подписантов Конвенции ООН по правам инвалидов. На сегодняшний день в законодательстве нет четких инструкций по обслуживанию инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и других маломобильных групп граждан.

Наши законы

Отраслевое законодательство минимально учитывает особенности перевозки граждан с ограниченными возможностями. Так, ст.107 Воздушного кодекса РФ касается этого вопроса довольно косвенно, утверждая лишь, что если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий или угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки. Однако как эти особые условия трактуются, есть эти особые условия или их нет, какие нужны специальные условия для перевозки — все эти вопросы законодательство напрямую не регулирует.

В главе VIII «Перевозка отдельных категорий пассажиров» Федеральных авиационных правил, утвержденных в 2007 году, условия авиаперелета инвалидов описываются более детально. Так, согласно документу, перевозка недееспособных пассажиров может осуществляться только в сопровождении совершеннолетнего пассажира (п.109). Перевозка неспособного передвигаться самостоятельно пассажира в кресле-коляске или перевозка пассажира на носилках также требуют сопровождающего лица. Однако такие пассажиры могут пребывать на борту без сопровождения, если это позволяют правила авиаперевозчика, другими словами, если персонал авиаперевозчика выполняет функции сопровождающего.

Притом ФАП регламентирует, что авиакомпания вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. «Кроме того, нет и норм, по которым регламентировано количество инвалидов на борту ВС, — говорит депутат Госдумы, соавтор поправок в Воздушный кодекс Владимир Крупенников. — Таким образом, сегодня последнее слово имеют за собой капитаны воздушных судов, и они руководствуются внутренними инструкциями авиакомпании и субъективной оценкой ситуации, отказывая инвалидам в перевозке».

Взгляд с двух сторон

Текущая ситуация закономерно не устраивает ни инвалидов, ни авиакомпании. Первые апеллируют к своим правам, прописанным в Гражданском кодексе: пользоваться публично предоставляемыми услугами. Перелет с сопровождающим заметно ударяет по бюджету, а претензии к тому, что в случае возникновения аварийной ситуации инвалид не сможет самостоятельно добраться до аварийного выхода, большинство с негодованием отметает. Не устраивает инвалидов и постоянное ожидание отказа в перевозке.

«Инвалид на борту — это не угроза для безопасности других пассажиров, это угроза для самого инвалида, — считает В.Крупенников. — Но это обусловлено объективными причинами, точно так же инвалид больше других рискует и на корабле, и в поезде, и дома в случае пожара. И отсутствие сопровождающего не должно быть причиной отказа в предоставлении услуги».

Усложняет ситуацию и то, что многие инвалиды игнорируют необходимость заблаговременно предупредить авиакомпанию о своих ограничениях. «Валить все на инвалидов было бы проще всего: мол, они не дают информацию. Но это не совсем справедливо, — говорит заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. — Когда нас заставляют давать информацию о себе, нам кажется, что нам могут отказать, поэтому мы стараемся минимизировать эту информацию. Хотя она нужна наоборот для того, чтобы улучшить условия перелета. В первую очередь, надо формировать культуру взаимодействия перевозчика и маломобильного пассажира, чтобы тот знал, какие услуги ему оказывают».

У авиакомпаний свой взгляд на вещи. Аргументы, которые приводят перевозчики — это необходимость оборудовать борта самолетов оборудованием для инвалидов, что финансово невыгодно, снижение безопасности для пассажиров и необходимость нести и репутационные и финансовые издержки в случае гибели инвалида в внештатной ситуации.

Притом представители бизнеса апеллируют к тому, что заботу об инвалидах должно оказывать государство. «Безусловно, ответственность за инвалидов несет государство. Но коммерческие структуры должны ее разделять в соответствии с Гражданским кодексом и конвенцией ООН», — говорит В.Крупенников. К этому мнению присоединяется и официальный представитель Минтранса Тимур Хикматов, который отмечает, что государство не должно и не собирается субсидировать авиакомпании, которые будут создавать условия для инвалидов.

«Авиакомпании — это бизнес, который оказывает публичные услуги. В Гражданском кодексе РФ приписано, что иметь возможность получить открытую услугу должен любой гражданин», — утверждает депутат Госдумы РФ, соавтор поправок в воздушный кодекс, Михаил Терентьев.

«Притом инвалид на борту воздушного судна не сильно обременяет авиаперевозчика: ему требуется ограниченный объем дополнительных услуг, — говорит руководитель «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев. — Если конкретнее, на борту воздушного судна должны быть откидные подлокотники кресел, что и так есть на всех воздушных судах, поручни в туалетах и бортовые кресла-коляски, чтобы довезти инвалида от входа до места или от места до туалета». Самая большая проблема в том, чтобы услуги эти авиакомпании предоставляли не на добровольной, а на обязательной основе, отмечает эксперт. Также, по его мнению, для инвалидов должны быть недоступны лишь места, где инвалид может создать угрозу безопасности пассажира, а конкретнее — рядом с аварийными проходами.

Присоединяемся и не выполняем

В международной практике вопрос перевозки инвалидов чаще всего не возникает: схема взаимодействия с маломобильными гражданами уже отлажена, и вопросы, обозначенные выше, сняты с повестки. Авиакомпании не отказывают инвалидам в перелетах, но и не предоставляют преференций ни на борту воздушного судна, ни в случае аварийной ситуации. Кроме того, европейские борта уже оборудованы необходимыми устройствами для перевозки инвалидов.

В мае текущего года и наша страна официально подписалась под Конвенцией ООН о правах инвалидов. Документ четко говорит о недопустимости дискриминации в обществе по признаку инвалидности, подразумевая под этим понятием «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области». Несложно догадаться, что в число этих свобод входят и возможность пользоваться публично предоставляемыми услугами, и свобода передвижения. И подписав Конвенцию, Россия публично пообещала выполнить обязательства, в том числе и в отношении воздушного транспорта.

Коллизия

Сложность состоит в том, что конвенция, по мнению общественных организаций, противоречит текущим авиационным правилам. «Мы подавали иск в Верховный суд, где пытались обжаловать приказ Минтранса, пункт ФАП, в котором сказано, что перевозчик вправе отказаться брать на борт инвалида, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. — Он противоречит конвенции ООН о правах инвалидов, к которой мы присоединились в мае, а также противоречит федеральным законам. На юридическом языке это называется коллизия».

Нонсенс, по словам М.Аншакова в том, что суд, признавший авиационные правила действительными, при принятии решения руководствовался не нормами конвенции, которая по статусу выше. Впрочем, мотивировочную часть ОЗПП еще не получило.

«Общество защиты прав потребителей пошло в суд, абсолютно не разобравшись в сути вопроса, — считает С.Детенышев. — Они требуют неправильных вещей, и единственное, что мог сказать суд — это констатировать нормы действующего законодательства. Могли же они посмотреть, что поправки в ФАП внесены в Думу и скоро будут рассмотрены уже во втором чтении?»

В ОЗПП подтвердили, что знают о рассматриваемых Думой поправках. «Но когда их примут, в какой редакции — неизвестно, а проблему надо решать сейчас, — сказал М.Аншаков. — Притом в Думе сильное авиалобби, которое отстаивает свои интересы». Решение суда будет обжаловано, уточняет он, утверждая также, что если поправки примут, и авиакомпании будут обязаны решать проблемы маломобильных пассажиров, «значит, мы подтолкнули общественность в правильном направлении».

«В последних редакциях ФАП говорится только о том, чтобы у маломобильных граждан был помощник, притом эти правила не регламентируют количество таких граждан на борту. Так же звучат, кстати, и американские правила перевозок, хотя Америка Конвенцию ООН не ратифицировала, — говорит юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Черкашин. — Законодательство, а конкретнее Закон о защите прав инвалидов, действующий с 90х годов, гласит, что обязанность всех организаций — делать среду доступной для инвалидов. Проблема заключается в ведомственных актах, в которых вышесказанное чаще всего не упоминается. Но ФЗ распространяется на всех».

В Минтрансе ситуацию с законодательной коллизией комментировать отказались.

Перезагрузка

Внесенный в Госдуму законопроект, по мнению Минтранса, снимет большинство вопросов, поднимаемых как инвалидами, так и авиакомпаниями. Законопроект легализует такое понятие, как «маломобильный пассажир» и гласит, что перевозчик не вправе ограничивать количество таких пассажиров на борту воздушного судна. Летать таким пассажирам разрешается и без сопровождающих лиц.

Вопрос же ответственности за таких пассажиров с авиакомпаний снимается: инвалид подписывает бумагу о том, что в случае возникновения аварийной ситуации способен самостоятельно добраться любым способом до ближайшего действующего аварийного выхода, а также использовать при необходимости аварийное и иное оборудование воздушного судна. Несогласие пассажира взять на себя ответственность за собственную эвакуацию, неспособность воспринимать инструкции по безопасности, а также неспособность пересесть из одного кресла в другое — является основанием для расторжения договора перевозки.

Авиакомпании же будут обязаны оснастить свои воздушные суда оборудованием для инвалидов, в число которых входят узкие инвалидные коляски, способные проходить между рядами и поручни в туалетах. Также авиакомпаниям придется обучить персонал работе с инвалидами.

«Узкие коляски и поручни в туалетах — это несложно, — говорит М.Терентьев. — Минтранс уже утвердил НИР, где было показано, что есть коляски, которые не требуют дополнительной сертификации авиационными властями, они складные, их можно размещать в отделах для ручной клади. Вес их — 3-4 килограмма».

С.Детенышев уверен, что авиакомпаниям не придется сильно потратиться на дополнительное оборудование. Так, согласно информации эксперта, коляски, которые можно использовать на борту без дополнительной сертификации, обойдутся покупателям примерно в $400 за штуку. Еще в $4000 долларов встанет установка поручней в туалетах. В сравнении со стоимостью воздушного судна — копеечные траты. «Нужно понимать, что и узкие кресла-коляски, и поручни нужны не только инвалидам, но и, например, старикам, которые часто путешествуют в качестве туристов», — считает О.Рысев.

М.Терентьев также напоминает, что встроенными складными колясками экипируется большинство современных ВС. Кроме того, соавтор законопроекта ссылается на понятие «разумного приспособления», введенное Конвенцией ООН. «Естественно, мы не будем обязывать, например, небольшие аэропорты обзаводиться дорогостоящими амбулифтами, и так далее, — говорит М.Терентьев. — Авиакомпании и аэропорты в случае отсутствия технических средств по обслуживанию инвалидов не должны отказывать в таком обслуживании. Фактически, пусть они решают, как посадить на борт инвалида, но отказать они не в праве».

«Если компания не создала условий для инвалидов, она должна заплатить штраф, — говорит М.Аншаков, — Если вы не предоставляете возможности улететь на рейсе, компенсируйте простой деньгами, предоставьте места на другом рейсе. Если вообще не отладили систему — пусть это ударит по вам финансово. Быть может для некоторых компаний такая схема работы будет выгоднее». Впрочем, как отмечают депутаты Госдумы, в проекте закона штрафные санкции пока не предусмотрены. «Пока мы не обсуждали вопрос санкций, которые будут налагаться на авиакомпании, но это вполне возможно, — утверждает М.Терентьев. — Впрочем, скорее всего авиакомпании и без дополнительной стимуляции внедрят у себя необходимые нормы».

Не бояться

Большинство экспертов утверждает, что инвалиды на борту никак не влияют на безопасность авиаперелета. «Все разговоры о безопасности ведутся не по делу, — говорит М.Терентьев. — В случае возникновения внештатной ситуации экипаж не помогает пассажирам, а, скорее, инструктирует их».

Впрочем, эксперты несколько лукавят: маломобильный пассажир может представлять угрозу безопасности, перекрыв проход другим пассажирам. Одним из выходов из ситуации эксперты назвали эвакуацию маломобильных пассажиров в последнюю очередь.

«Многие авиакомпании утверждают, что количество бортпроводников должно быть равно количеству инвалидов, но в случае нештатной ситуации никто преимущества не получит, спасать будут не инвалидов, те не получат привилегий: спасать будут тех, кого можно спасти», — напоминает О.Рысев.

Впрочем, авиационному персоналу еще предстоит научиться взаимодействовать с инвалидами. «Сегодня, когда сотрудники авиакомпании видят инвалида, они буквально впадают в ступор, не знают, с какой стороны к нему подойти, — говорит М.Аншаков. — Нужно создать систему тренингов, семинаров, обучить персонал основным принципам работы».

Единственное место, где бортпроводников сейчас обучают работе с инвалидами — Всероссийское общество инвалидов. «Все происходящие казусы имеют под собой человеческий фактор, а не негативный подход. Чаще всего, командир воздушного судна принимает самое простое решение: отказать пассажирам в перевозке ссылаясь на инструкцию», — напоминает О.Рысев.

Самостоятельная работа

Ситуация во многих авиакомпаниях сейчас меняется, говорит О.Рысев. В последнее время становится все меньше претензий к перевозчикам со стороны маломобильных пассажиров. Компании должны внедрять стандарты самостоятельно, считает он, напоминая, что крупные авиаперевозчики России являются участниками международных альянсов и должны работать как минимум не хуже своих партнеров.

Однако случаи, когда авиакомпании отказывают пассажирам в перелете, все же повторяются. Единственное, что могут посоветовать эксперты на сегодняшний день для беспрепятственного перелета — это строго следовать правилам авиаперевозчика и предоставлять полную информацию о себе.

«Аэрофлот — российские авиалинии»

Сегодня стандарты авиакомпаний существенно различаются. Так в «Аэрофлоте» существуют правила, согласно которым пассажиров с ограниченными физическими возможностями на рейсе должно быть не больше, чем остальных пассажиров. Пассажиры, нуждающиеся в предоставлении инвалидной коляски, должны за 36 часов уведомить об этом авиаперевозчика. «Тем не менее, даже если на регистрации от пассажиров поступит такая просьба, сотрудники «Аэрофлота» их зарегистрируют и предоставят коляски. Более того, если во время полета инвалид-колясочник уведомит старшего бортпроводника о необходимости предоставления ему по прилету коляски, «Аэрофлот» обязан это сделать, сообщили в компании. У компании существует единый стандарт обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, в соответствии с которым в собственных и агентских офисах и кассах продаж, а также на регистрации рейса инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди. Стандарт обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями «Аэрофлота» разработан в соответствии с правилами, применяемыми авиаперевозчиками альянса SkyTeam и международными отраслевыми требованиями.

«Трансаэро»

«По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в России почти 14,5 млн. инвалидов. Это означает, что проблемы людей с ограниченными возможностями заботят каждую четвертую семью. Авиакомпания «Трансаэро» исходит из принципа самого внимательного и доброжелательного индивидуального подхода к перевозке пассажиров с ограниченными возможностями. Главную цель компания видит в том, чтобы сделать все необходимое для осуществления перевозок этих людей в максимально комфортных условиях, — отметили в компании. — Для авиакомпании «Трансаэро» решение проблем мобильности для людей с ограниченными возможностями является важным приоритетом в области качества и безопасности предоставляемых услуг, а также в сфере социальной политики. Так, с 2008 г. авиакомпания реализует комплексную социальную программу, основная цель которой — улучшение качества жизни людей с инвалидностью, а также обеспечение транспортной доступности и создание безбарьерной среды для пассажиров с инвалидностью».

Авиакомпанией накоплен большой опыт перевозки инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и слуху, а также тяжелобольных людей. «Позиция «Трансаэро» заключается в следующем: только если состояние больного таково, что по медицинским показаниям перелет может представлять угрозу для его здоровья, он может быть не принят к перевозке», — уточнил представитель перевозчика. «Трансаэро» приобрела уникальные авиационные кровати для перевозки лежачих больных, находящихся в тяжелом состоянии. Такая кровать устанавливается в салоне на шести креслах. Для ее технического обслуживания в полете вместе с больными за счет авиакомпании направляются сопровождающие специалисты «Трансаэро». Также авиакомпания приобрела специальные кресла, с помощью которых пассажиры с ограниченными возможностями могут передвигаться по салону на всех типах воздушных судов во время полета.

Не менее важной задачей является обучение сотрудников технологии и этике работы с пассажирами с инвалидностью. Обучение всех категорий авиаспециалистов технологиям перевозок пассажиров с инвалидностью проводится на уровне международных стандартов с применением обучающих и контролирующих компьютерных программ и методических пособий собственной разработки.

Пассажиры с инвалидностью одновременно по слуху и зрению, а также больные на носилках, дети-инвалиды обслуживаются только при наличии сопровождающего. Перевозка больных пассажиров на носилках осуществляется только по предварительному согласованию с авиакомпанией (не позднее, чем за 48 часов). Данные ограничения связаны с необходимостью предоставления медицинской помощи пассажирам во время полета, а также нормами безопасности авиакомпании.

В авиакомпании утверждена «Технология обслуживания пассажиров из числа инвалидов и маломобильных лиц», где поэтапно расписаны бронирование и оформление перевозки, обслуживание на всех этапах. Так, при перевозке пассажиров с инвалидностью в бронирование вносится специальный код, информация о таких пассажирах передается по всем этапам следования. Обслуживание пассажиров с инвалидностью осуществляется вне очереди. По своему желанию и возможностям пассажир может выбрать самостоятельное передвижение по аэропорту, либо передвижение в сопровождении. В рамках соблюдения норм безопасности пассажиров с инвалидностью запрещено размещать у аварийных выходов. Ограничения по количеству пассажиров с инвалидностью на одном рейсе в авиакомпании «Трансаэро» не применяются.

S7 Airlines

С начала 2012 г. рейсами S7 Airlines было перевезено 4970 пассажиров в кресле-коляске и 216 незрячих пассажиров. «S7 Airlines уделяет особое внимание обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями», — сообщили в компании. Так, перевозка инвалидов возможна как с сопровождающим лицом, так и без сопровождения. При этом пассажиры с инвалидностью должны заранее уведомить авиакомпанию о перевозке такого пассажира с целью оказания ему помощи при регистрации в аэропорту, а также доставке его к самолету и от самолета в аэропорту назначения. Для перелета без сопровождающего лица пассажиру достаточно оформить письменное заявление о перевозке под наблюдением авиакомпании.

Самолеты авиакомпании оборудованы специальными инвалидными креслами для передвижения на борту. При этом кресло-коляска, костыли и любое другое оборудование, необходимое для передвижения пассажира, перевозятся бесплатно и не включаются в норму бесплатного провоза багажа.

Если пассажиры с инвалидностью путешествуют без сопровождения, бортпроводники оказывают помощь во время рейса. Пассажирам, лишенным зрения или слуха, проводится специальный инструктаж безопасности. Пассажирам в инвалидной коляске оказывается помощь в размещении ручной клади, помощь при необходимости передвижения по салону самолета.

Пассажир, лишенный зрения, может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря, на которую должен иметься сертификат о специальном обучении. Собака перевозится бесплатно в пассажирском салоне экономического класса, она должна иметь ошейник, намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого сопровождает.

«Уральские авиалинии»

«Воздушные судна авиакомпании «Уральские авиалинии», к сожалению, пока не оборудованы специальными местами для перевозки лиц с ограниченными возможностями, но, тем не менее, авиакомпания выполняет перевозку таких пассажиров», — сообщили в компании. Главное условие, действующее в авиакомпании «Уральские авиалинии» при перевозке лиц с ограниченными возможностями — это заранее при процессе бронирования билета уведомить авиакомпанию о существующих особенностях пассажира. В этом случае, авиакомпания сможет организовать безопасную и комфортную для самого пассажира услугу перевозки. Кроме этого, на борт не допускаются пассажиры, имеющие заболевания, представляющие опасность для остальных пассажиров. «В любом случае, авиакомпания выполняет перевозку пассажиров-инвалидов, стараясь сделать ее максимально комфортной и безопасной», — уточнили в пресс-службе перевозчика.

«ЮТэйр»

Правила перевозки лиц с ограниченными возможностями у «ЮТэйр» достаточно стандартны и изложены на сайте перевозчика. Так, компания рекомендует заранее проконсультироваться с лечащим врачом, при бронировании билета сообщить, потребуется ли инвалидная коляска и, если пассажир пользуется собственной инвалидной коляской, сообщить ее размер и вес. В целях безопасности инвалидные коляски, в которых используются электрические двигатели, перевозятся в багажных отсеках с отсоединенными батареями. Кроме того, перед полетом перевозчик берет расписку о том, что не несет ответственности за последствия авиаперевозки.

Пассажиры, лишенные зрения или слуха, могут бесплатно взять с собой свою собаку-поводыря. Для этого необходимо заранее проинформировать авиакомпанию при бронировании и покупке билета в офисе продаж перевозчика. Медицинские препараты, костыли также можно взять с собой в салон бесплатно.

При перевозке больного пассажира авиакомпании до начала полета должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого пассажира.

Перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.

В исключительных случаях перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, состояние здоровья которого не требует особого внимания, может осуществляться под наблюдением авиакомпании и после оформления письменного заявления на перевозку под наблюдением авиакомпании.

В флоте «ЮТэйр» два ВС Boeing 767-200 с туалетными комнатами большей площади для людей с ограниченными возможностями.

«Татарстан»

Согласно правилам авиакомпании «Татарстан», перевозка пассажиров с ограниченными возможностями осуществляется на всех эксплуатируемых авиакомпанией типах ВС, однако лежачие больные, неспособные разместиться сидя в пассажирском кресле, не перевозятся на лайнерах Airbus 319 и Boeing 737, так как конструкция пассажирских кресел на данных типах воздушных судов не позволяет сложить спинки кресел для размещения и крепления на них носилок с лежачим пассажиром, что необходимо выполнить для обеспечения безопасности полетов, безопасности самого транспортируемого больного и других пассажиров.

Для перевозки пассажира с ограниченными возможностями приобретается билет по тарифу, который есть в продаже, без доплат, за исключением аэропортовых сборов, которые взимаются со всех пассажиров, независимо от их категории. Стоимость перевозки пассажира с ограниченными возможностями зависит только от количества занимаемых пассажиром данной категории мест. В пресс-службе авиакомпании сообщили, что, как правило, пассажир-колясочник занимает одно место, при этом перевозка кресла-каталки производится бесплатно. Если состояние здоровья позволяет, то пассажир на кресле-каталке может следовать самостоятельно, без сопровождающего. Носилочный больной, согласно требованиям безопасности полетов, размещается в салоне воздушного судна вдоль борта на креслах трех, следующих друг за другом рядов. Рядом с ним размещается сопровождающий, который обязательно должен следовать с таким пассажиром. Следовательно, учитывая компоновку пассажирского салона воздушного судна, для перевозки пассажира на носилках необходимо оплатить шесть мест, при этом авиакомпанией предусмотрена возможность покупки билетов по более низкому тарифу или со скидкой. Агентства должны заранее письменно уведомлять авиакомпанию о наличии на рейсе пассажира вышеуказанной категории, для организации надлежащего обслуживания данного пассажира в аэропортах. При этом, аэропорты и обслуживающие компании взимают с авиакомпании дополнительную оплату за обслуживание таких пассажиров, хотя авиакомпания не взимает с пассажира с ограниченными возможностями каких-либо дополнительных сборов за специальное обслуживание.

Turkish Airlines

Turkish Airlines предоставляет скидку маломобильным пассажирам в размере 25% по всем направлениям гражданам всех стран, независимо от гражданства, ранее рассказывал «АвиаПорту» генеральный директор российского представительства компании Мефаил Дерибаш. «Не все перевозчики придерживаются данного правила, но мы его применяем», — отметил он.


История вопроса

В начале октября 2012 года авиакомпания Air Berlin отказала в перевозке делегации, вылетавшей на форум «Опыт Германии в создании доступной среды, инклюзивного образования и трудоустройства инвалидов» в Дюссельдорфе. В ее составе было шесть колясочников. Air Berlin предложила перевозить их по двое (компания выполняет два рейса из Москвы в сутки). Россияне отказались от такой услуги, в результате чего из 34 членов делегации 13 человек (шесть инвалидов и семь сопровождающих) не смогли вылететь на форум, как планировали. Немецкая авиакомпания объяснила отказ пустить инвалидов-колясочников на борт самолета, вылетавшего в Дюссельдорф из аэропорта «Домодедово», тем, что перед полетом ей предоставили неверную информацию о количестве «полностью немобильных» пассажиров.

В апреле 2012 года представители компании «Владивосток Авиа» отказали в перевозке 17-летней жительнице Бурятии, которая проходила курс химиотерапии в Москве и должна была вернуться в Улан-Удэ. За день до полёта, а это был выходной день — суббота, представители авиакомпании потребовали от девушки справку от врача, в которой должно было быть сказано, что ей не противопоказан полёт. Девушка из-за выходных дней такую справку предоставить не смогла, и ей было отказано в перелёте.

В 2009 году S7 не пустила на борт инвалида по зрению Павла Обиуха на рейс Москва — Казань. Позже представители авиакомпании S7 заявили, что ответственность за инцидент с инвалидом Павлом Обиухом, которому продали билет, но не допустили в самолет, лежит на агенте по продаже билетов, сотруднике фирмы «РусАэро». Работник «РусАэро» якобы не ввел в систему бронирования билетов информации о том, что пассажир является инвалидом, и не согласовал возможность посадки в самолет.

Также летом 2009 года инвалиду-колясочнику Светлане Каневой отказали в продаже билета на борт «ЮТэйр». Кассир пояснила женщине, что внутреннее положение «ЮТэйр» гласит, что у компании нет сервиса для обслуживания инвалидов, а также о том, что даже если инвалид обеспечит себе сопровождение помощника во время полета за свой счет, необходимо предоставить справку о своем здоровье.

Авиакомпания «Аэрофлот» в феврале 2008 года не дала разрешение на полет инвалиду Евгению Прихунову. 27 февраля житель Петропавловска-Камчатского, находящийся в обездвиженном состоянии после ДТП должен, был лететь домой после операции в Новосибирске, однако сотрудники «Аэрофлота» отказались пускать его на борт лайнера.

30 сентября 2008 года с неудобствами при полете рейсом авиакомпании S7 столкнулась жительница Улан-Уде Александра Дугарова. Ее не пустили на борт самолета, утверждая, что инвалид-колясочник не может лететь без сопровождающего.

 

По материалам источника 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *